Основания отклонения заявки по ФЗ-44 | Правомерно ли?

Если по какой-то причине отклонили Вашу заявку в торгах по ФЗ-44, то обязательно проверьте правомерность этого решения. В этой главе вы рассмотрим основания отклонения заявки по ФЗ-44 (в аукционе, котировке, конкурсе). Неправомерное отклонение заявки участника является довольно распространенной практикой

Если коротки, то ФЗ-44 содержит исчерпывающий перечень для отклонения заявки на участие в закупке:⠀
• непредоставление информации, предусмотренной Законом № 44-ФЗ (предоставление недостоверной информации)
• несоответствие предоставляемой информации требованиям, установленной документацией о конкурентной закупке

Но рассмотрим этот перечень более подробно.

 

Причины отклонения первых частей заявок

Больше половины всех закупок для государственных и муниципальных нужд заказчики проводят в форме электронного аукциона. Информацию о тендере размещают на сайтах ЕИС, электронной площадки (ЭП), и начинают сбор заявок. Рассмотрение предложений участников проходит в два этапа:

1. комиссия заказчика проверяет первые части заявок и допускает претендентов к участию в онлайн-аукционе;

2. после проведения аукциона комиссия проверяет вторые части заявки у всех допущенных участников, в том числе и у победителя. Если она не соответствует требованиям, заявку отклоняют, и контракт заключается с другим участником, чья заявка:

а) отвечает всем требованиям заказчика;

б) содержит предложение с самой минимальной ценой среди оставшихся претендентов.

 

У заказчика есть только два основания для отказа в приёме первых частей заявок участников:

1. непредоставление информации в соответствии с требованиями закупочной документации (указаны в части 3 статьи 66 Закона №44-ФЗ) / предоставление недостоверной информации

2. несоответствие информации требованиям, указанным в документации о закупке.

 

Во всех остальных случаях заказчик обязан допустить участника к торгам. Отметим, какие ошибки чаще всего допускает участник в процессе подготовки 1 части заявки.  

Нет конкретных показателей товара, когда они необходимы

Участник может подтвердить своё согласие с условиями заказчика по проведению закупки. Тогда он ставит галочку в специальном поле на сайте ЭП (Согласие на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг). Такой вариант применяют, если в предмете закупки указан товарный знак (или эквивалент) с точными показателями товара, а участник может и готов доставить именно этот товар.

Во втором случае заказчик просит поставить товар с неопределённой маркой. Указаны примерные диапазоны характеристик. Можно предложить любые варианты из диапазона. Участник прикладывает согласие на поставку и пишет наименование, марку своего товара, его характеристики с указанием конкретных показателей. 

Например: объявили электронный аукцион на закупку сладкосливочного масла жирностью от 70 до 75%. В документации по закупке нет ни марки, ни названия — указано только количество (2 тонны) и сроки поставки (до 30 сентября 2021 года). Участник заполняет согласие на поставку масла, пишет его наименование (“Крестьянское”), и характеристики (сладкосливочное, жирность 72,5%, фасовка по 20 кг, без наполнителя, изготовлено по ГОСТ 32261-2013). 

Без чётких характеристик предлагаемого к поставке товара заявку отклонят. Пример: заказчик хочет купить канцелярскую бумагу формата А4, плотностью 80 г/м2, в пачках от 100 до 500 листов, цвет белый, количество — 500 тысяч листов. Если участник напишет в характеристиках: канцелярская бумага “Снежинка”, формат А4, плотность 80 г/м2, цвет белый, количество — 500 тысяч листов, он не пройдёт. Причина — не указал фасовку (например, в пачках по 500 листов).   

Не указана страна происхождения

Ещё один атрибут, который стал обязательным с 2020 года, — это страна происхождения товара. Его отражают вместе с другими характеристиками товара. Указывают в виде трёхзначного кода ОКСМ (для Российской Федерации — 643).  Отсутствие кода страны — это законный повод для отказа в допуске к торгам, особенно если они проводятся в соответствии с условиями статьи 14  Закона №44-ФЗ (национальный режим).

В заявку попали сведения об участнике

Случайно или по незнанию, в первую часть заявки могут попасть данные по компании, ИП или физическому лицу, участвующему в торгах. Например, согласие или характеристики товара напечатать на фирменном бланке, или приложить лист с пояснениями от производителя с указанием наименования адресата. Никаких названий, ИНН, фамилий в первой части заявки быть не должно. Заявку не отклонят, но посчитают это за ошибку.

 

Причины отклонения вторых частей заявок

В первой части заявки содержится вся необходимая информация по предмету закупки — товарам, работам и услугам. Во второй части — по участнику (поставщику). 

Два документа во второй части заявки должны быть обязательно:

1. данные об участнике (наименование, ИНН, ФИО и ИНН руководителя, адрес регистрации, телефон, электронная почта, и т.д.). Это закрытый перечень сведений, и отсутствие одного из пунктов может стать причиной для отказа в приёме заявки;

2. декларация о соответствии требованиям, установленным статьей 31 Закона 44-ФЗ к участникам (отсутствие долга по налогам и сборам, судимости у руководителя, непроведение процедуры ликвидации, подтверждение, что участник не является офшорной компанией, и т.д).

 

Остальные документы предоставляются при необходимости:

1. если сумма закупки достигает 25% от балансовой суммы активов участника, нужно приложить решение учредителей об одобрении крупной сделки;

2. если закупку проводят у субъектов малого предпринимательства (СМП), необходима действующая выписка из реестра СМП;

3. если нужно подтвердить квалификацию, опыт и права участника на продажу товара, выполнение работ, оказание услуг, прикладываются сертификаты, лицензии, выписки из СРО, а также любые другие документы — по требованиям заказчика, указанным в документации об аукционе;

4. если закупка проводится с запретом поставки товаров иностранного производства, нужна выписка из реестра ГИСП (Государственной информационные системы промышленности), о том что товар произведен в РФ или в странах ЕЭАС. 

 

Пакет документов подается одновременно с первой частью заявки, а рассматривается закупочной комиссией заказчика после подведения итогов аукциона — у всех допущенных участников.

 

Поводами для отклонения второй части заявок станут:

1. отсутствие информации, её недостоверность или несоответствие требованиям аукционной документации (часть 11 статьи 24, части 3 и 5 статьи 66 Закона №44-ФЗ);

2. несоответствие данных о поставщике требованиям статьи 31 Закона №44-ФЗ (части 1,1.1,2, 2.1);    

3. отсутствие документального подтверждения страны происхождения — если торги проводятся в рамках соблюдения национального режима, согласно статье 14 Закона №44-ФЗ.

 

Подан неполный пакет документов

Даже самый незначительный документ, указанный в документации об аукционе, должен быть приложен ко второй части заявки. Участники ошибочно считают, что указание страны происхождения в первой части освобождает их от необходимости отправлять выписку из реестра ГИСП.

Часто организации малого бизнеса забывают приложить выписку из реестра СМП.

Не подтверждают квалификацию сотрудников при специализированных закупках — при наличии такого требования. Нужны копии дипломов, удостоверений, оценочных листов, и т.д.

Срок действия документов истек

Лицензии, выписки из СРО, сертификаты соответствия — все они имеют свои сроки действия. Перед отправкой заявки нужно убедиться, что они не просрочены, и их можно применять до завершения контракта или периода действия гарантийных обязательств по контракту. 

Документы не оформлены должным образом

Решение об одобрении крупной сделки должно содержать специальный пункт, который звучит так: “в соответствии с п. 3 статьи 67.1 ГК РФ принятие общим собранием участников Общества решения и состав участников Общества, присутствовавших при его принятии, подтверждается путем подписания документа всеми участниками общества, присутствовавшими на собрании”. При отсутствии такого пункта в Решении, заказчик имеет право отклонить вторую часть заявки. 

В Решении и во всех других документах, прикладываемых к заявке, не должно быть ошибок, опечаток в датах и числовых значениях, в персональных данных подписантов, в характеристиках и в описаниях.

Ненадлежащее обеспечение заявки

У комиссии заказчика есть доступ к банковской гарантии, которую участник предоставляет ЭП в качестве обеспечения заявки. Любая ошибка в оформлении гарантии (неправильная сумма обеспечения, некорректный срок действия, ошибка в наименовании получателя) может стать причиной отклонения заявки из-за несоответствия требованиям части 1 статьи 31 Закона №44-ФЗ. 

По статистике 70% отклонений заявок и 15% несостоявшихся закупок происходят по причине несоответствия формальным требованиям закупочной документации. Воспользуйтесь услугой сервис-маркета НЭП- Фабрикант «Экспертиза тендерной заявки». Аудит позволит исключить риск отклонения заявки по формальным основаниям.

 

Как можно заметить, основные причины отказов по заявкам связаны с человеческим фактором — это ошибки, допущенные из-за невнимательности, недостаточной проработки документов и слабого контроля за их заполнением.

 

Методичка с основаниями для отклонения заявок по 44-ФЗ

 

основания отклонения заявки по 44 фз

основания отклонения заявки по 44 фз

основания отклонения заявки по 44 фз

основания отклонения заявки по 44 фз

основания отклонения заявки по 44 фз

основания отклонения заявки по 44 фз

 

Напоминаем, что неправомерное отклонение заявки может быть обжаловано как в ФАС России, так и в арбитражном суде.

Как правило, участники закупки выбирают внесудебный порядок обжалования, поскольку в таком случае не нужно уплачивать пошлину, а также сроки рассмотрения не превышают двух недель. 

Для обращения в ФАС необходимо подготовить жалобу, в которой указывается на кого жалоба подается, указываются сведения о заявителе, а также доводы и обоснования жалобы. 

❗ Помните, что жалоба должна быть подписана, если жалобу подписывает представитель по доверенности, то к жалобе должна быть приложена копия такой доверенности

‼ Также обращаем особое внимание, что если жалоба подается в электронном виде, то она должна быть подписана электронной подписью.

Жалоба рассматривается антимонопольным органом в течение 5 рабочих дней, с момента принятия жалобы к рассмотрению.
В случае, если по итогам рассмотрения жалобы она признана необоснованной, то такое решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3 месяцев, со дня вынесения решения📑

Telegram

Vkontakte